Дизель и бензин

В современном автомобильном мире нарастает тенденция противостояния дизельных и бензиновых двигателей. Производители никак не могут решить, какой вариант перспективнее, а потребители не могут решить, какой двигатель более практичен. Это противостояние началось сравнительно недавно. До 90-х годов двадцатого века большинство дизелей были пригодны лишь для установки на грузовые автомобили, а немногие легковые дизели не отличались высокой мощностью, экономичностью и чистотой выхлопа. Однако в конце двадцатого века появились новые технологии, благодаря которым дизельные двигатели по некоторым параметрам сравнялись с бензиновыми (мощность, экологичность), а по некоторым даже превзошли их (крутящий момент, расход топлива). Однако какие двигатели лучше в современных условиях?
Бензиновые двигатели обладают рядом неоспоримых преимуществ – высокой мощностью, малым весом, относительно низкой стоимостью, чистотой выхлопа. Однако основными их недостатками являются: высокий расход топлива, низкий крутящий момент, особенно на малых оборотах коленвала и повышенная теплоотдача, что зачастую приводит к перегреву, и, как следствие, к деформации двигателя. Первый недостаток практически непреодолим – даже для небольшого снижения расхода топлива приходится применять такие дорогостоящие технические решения, как непосредственный впрыск, облегченная цилиндро - поршневая группа, специфическое покрытие внутренних стенок цилиндров и т.д. Однако все эти приемы позволяют лишь ненамного снизить расход топлива. Более действенным является дефорсирование двигателя, однако при этом он теряет свое главное преимущество – мощность. Для увеличения крутящего момента обычно применяется установка турбонагнетателя. Но турбонаддув серьезно увеличивает расход топлива и теплоотдачу. Теплоотдача же снижается двумя путями – путем дефорсирования двигателя, что ведет к неизбежной потере мощности либо путем установки дополнительных устройств принудительного охлаждения, либо путем прорезания охлаждающих отверстий в кузове, ухудшающих аэродинамические свойства автомобиля, что в обоих случаях ведет к увеличению расхода топлива.
Итак, получается замкнутый круг – невозможно избавиться от одного из недостатков бензинового двигателя, не создав или усугубив другие. Именно это и является основным недостатком бензиновых двигателей.
Теперь – о дизелях. Преимущества дизельного двигателя – это высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов, низкий расход топлива и низкая теплоотдача, не позволяющая двигателю перегреваться. Недостатки дизельного двигателя – большой вес, высокая стоимость, низкая чистота выхлопа, сравнительно низкая мощность. Больший вес дизельного двигателя по сравнению с бензиновым изменить практически невозможно – ведь дизельный двигатель, работающий от сжатия смеси в цилиндре требует высокой степени сжатия, и, как следствие – более прочных материалов. Высокая стоимость в большой степени обусловлена малыми сериями выпуска дизельных двигателей, и, соответственно, достаточно легко преодолевается при увеличении объемов производства и при удешевлении материалов. Выхлоп дизельного двигателя содержит частицы сажи, а также соединения серы и азота, пагубно воздействующие на атмосферу и живые организмы. Но частицы сажи улавливаются сажевым фильтром, а токсичные соединения – многоступенчатым катализатором и при этом не снижается ни одно преимущество дизельного двигателя. Мощность дизельного двигателя легко повышается при помощи турбокомпрессора. При этом расход топлива дизельным двигателем не только не увеличивается, но в некоторых случаях даже уменьшается.
Дизельный двигатель не имеет такого же замкнутого круга недостатков, как у бензинового, что ставит его на ступень выше как в практичности, так и в перспективности. Однако дизель имеет и свои специфические особенности, которые не позволяют в полной мере отказаться от бензиновых двигателей. Дизельный двигатель достаточно тяжело поддается форсировке, а, будучи форсирован, становится чрезвычайно требовательным к качеству топлива.
Каков же итог? Дизельный двигатель однозначно имеет преимущества перед бензиновым, однако разница в качестве топлива и традиционных предпочтениях мешает ему распространиться повсеместно.

Очень удобно пожаротушение. Смотрите.